Опыт двух предпринимателей, которые построили успешный бизнес при минимальных затратах.
Начать свое дело можно, имея менее миллиона рублей. Именно так поступили Татьяна Матюк из Первоуральска и Полина Могилевская из Перми. Рассказываем, как им это удалось и что стоит учитывать, начиная с нуля.
В 2013 году стилист Татьяна Матюк из Первоуральска уволилась из салона, в котором проработала несколько лет, и открыла собственный. Вместе с мужем они вложили в открытие салона Balli около 2 млн. Большая часть ушла на ремонт помещения, арендные платежи и закупку оборудования, которое пришлось везти из Гуанчжоу — там, при большем ассортименте, расценки значительно ниже российских.
На закупку косметики ушло около 500 тысяч. «Я обратила внимание на Kydra. Уверена, если бы продолжила работать с массовыми брендами, не имела бы такого успеха. Ставка на качество всегда оправдывает себя», — говорит Матюк.
Завоевать популярность и доверие жителей Первоуральска помогло продвижение салона в инстаграме ( 3,5–5 тысяч в месяц). Сейчас владелица Balli в развитие соцсетей почти не вкладывает: новые клиенты приходят по рекомендации постоянных посетителей.
Помещение, в котором находится салон, Татьяна с мужем выкупили некоторое время назад, поэтому теперь большая часть средств уходит не на аренду, а на зарплаты и обучение сотрудников. В ближайшее время супруги планируют расширить бизнес — ищут место для нового салона в Екатеринбурге.
Пермячка Полина Могилевская открыла первый салон, Depilation Station (после недавнего ребрендинга — Epil People), десять лет назад, потратив 1,7 млн. На эти деньги девушка сняла помещение, купила оборудование и наняла двух сотрудников. За 13 месяцев ей удалось полностью вернуть вложения.
Сейчас Могилевская запускает новый проект Facelogica в Перми, который специализируется на эстетической и неинвазивной косметологии. Основная услуга салона — массаж лица. «Сначала мы протестировали идею в рамках одного кабинета: на 30 тысяч закупили косметику, оплатили регистрацию товарного знака. Заработали, поняли, что спрос есть, придумали, как продвигать услугу, провели маркетинговое исследование (я маркетолог и сделала его самостоятельно). Затем расширились и купили недорогое оборудование. Всего на запуск потратили не больше 200 тысяч». Теперь владельцы Facelogica ищут партнеров для развития и выходят на инвестиции.
В такой непростой период привлекать заемные средства мы не готовы, поэтому решили двигаться по принципу MVP (от англ. minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт): сделать минимум необходимого, запустить, протестировать — если работает, двигаться дальше.
«В продвижении мы мы делаем ставку на инфлюенс-маркетинг: привлекаем локальных блогеров, на глобальных пока не замахиваемся. Бюджет на контекстную рекламу в условиях отсутствия конкурентов — около 7 тысяч на «Яндекс» и 5 тысяч на Google. Таргетинг в инстаграме — около 10 тысяч в месяц», — перечисляет предпринимательница.
Чтобы сегодня запустить новый проект, нужно потратить от 2 до 5 миллионов рублей. Основные статьи расходов — аренда помещения, покупка оборудования и косметики, регистрация товарного знака, если планируете развивать свой бренд, и зарплата сотрудников. По мнению Полины Могилевской, главное — сформировать слаженную команду, а также выработать и вживить в проект стандарты работы. Именно они — основа вашей репутации, а без нее построить бизнес невозможно.