Эмоциональный интеллект в бизнесе: как работать продуктивнее и быстрее справляться со стрессом
90 % успешных руководителей имеют высокий уровень эмоционального интеллекта. Рассказываем, как развить способность распознавать свои эмоции и управлять ими.

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность распознавать свои эмоции и управлять ими. Такой навык помогает продуктивнее работать и легче справляться со стрессом. По данным компании Talentsmart, в ближайшие три-пять лет спрос на специалистов с высоким уровнем EQ увеличится в шесть раз.
Развивая эмоциональный интеллект, практикуя медитацию и осознанность, человек становится сильнее, учится слышать окружающих и видеть их потребности. Это помогает руководить сотрудниками по модели партнерских отношений, формировать сплоченный коллектив и избегать конфликтов в команде или эмоционального выгорания.
«Будут ли отношения между боссом и подчиненным хорошими, зависит и от их интеллекта, и от эмоциональной зрелости, так называемого эмоционального интеллекта (EQ)», — говорит Анна Чернигова, психолог.
Научитесь правильно описывать эмоции
«Негативные эмоции одного человека сказываются на всей команде. Поэтому руководству стоит обращать внимание не только на качество выполнения работы, но и на эмоциональное состояние сотрудников, — рассказывает Алексей Иванов. — Если вы чувствуете, что у человека портится настроение или он начинает выгорать, лучшее решение — позвать его на чашку кофе или прогуляться, пообщаться один на один, узнать, как он себя чувствует и какая поддержка ему необходима».
«Большинство людей хотят избавиться от стресса, но даже не могут описать словами, что именно чувствуют. В результате они не получают нужной помощи и поддержки, — объясняет Алексей Иванов, бизнес-коуч, автор телерам-канала Ponchik News. — Выход — развивать словарный запас, например читать больше художественной литературы, определять свои эмоции и говорить о них. Тогда, общаясь с руководителем, человек сможет донести, как он себя чувствует и почему ему нужен отдых».
Начните медитировать
Чтобы повышать EQ сотрудников, многие крупные компании от Apple и Twitter до Conde Nast и Nike проводят медитации. «Практики медитации помогают построить сплоченную команду, где в приоритете не потребительское отношение к людям, а эмпатия и уважение», — уверена Александра Хабчук, сертифицированный тренер корпоративных программ «Основы майндфулнесса» и «Майндфулнесс для эффективных команд» в токийском филиале Google.
Американские ученые провели эксперимент: участники фокус-группы практиковали осознанность в течение 8 недель каждый день по 27 минут в среднем. Исследование показало, что регулярная медитация снижает уровень тревоги, способствует выработке «гормона счастья» дофамина и положительно влияет на области мозга, которые отвечают за память, чувство собственного достоинства и эмпатию. Ученые выяснили, что эффект от медитации схож с действием антидепрессантов.
Чтобы справляться с негативными эмоциями в моменте и тренировать EQ, можно подарить команде подписку на приложение для медитации, например Headspace или Meditopia. «Несложные даже для новичков, но эффективные практики есть в русскоязычном приложении Prosto. Удобно, что некоторые упражнения можно делать в транспорте, на прогулке или во время уборки. На корпоративную подписку часто бывают скидки», — отмечает Александра Хабчук, которая параллельно с работой в Google занимается контентом для приложения Ирены Понарошку.
Освойте техники борьбы с негативными эмоциями
Справиться с тревожным состоянием поможет техника «Дыхание по квадрату»: три секунды вдоха, следующие три секунды — задержка дыхания, затем три секунды выдоха и снова задержка. Повторить «квадрат» нужно 5–7 раз.
Раздражение и гнев живут всего 90 секунд. Если не подпитывать эмоцию плохими мыслями и следовать советам, конфликтов в коллективе может стать меньше.
- Обозначить эмоцию. Сказать: «Я раздражен, но это всего лишь реакция на событие».
- Вспомнить, что это быстро пройдет. Нужно подождать 90 секунд.
- Сконцентрироваться на дыхании. Это поможет не вовлекаться в негативные мысли. Делать длинные вдохи и медленные полные выдохи и отслеживать, как они происходят, пока не станет легче.
Чтобы быстрее отпустить неприятную ситуацию, грусть или напряжение, сертифицированный врач и руководитель отдела осознанности бьюти-компании Solvasa Кристен Рейс рекомендует упражнение «Одно объятие — три вдоха»: обнимите близкого человека и сделайте три глубоких вдоха и три длинных, медленных выдоха. Это поможет отвлечься от негативных эмоций и перевести внимание на приятный процесс, который происходит здесь и сейчас.

От апатии и усталости поможет осознанное питание и упражнение «Два укуса». Суть в том, чтобы откусить яблоко два раза и полностью сосредоточиться на его вкусе, запахе и текстуре. То же самое можно проделать с кофе. Попробуйте пить его, концентрируясь на аромате, температуре и вкусе. Осознанное восприятие можно практиковать и с другими рутинными делами. Например, пока вы принимаете утренний душ, ощутите, как вода касается кожи, какой она температуры и как вкусно пахнет шампунь.
Обратитесь за помощью к специалисту
Если психологические проблемы более серьезные, одного разговора с руководителем и регулярной медитации будет недостаточно. «Обратитесь к психологу и решайте вопрос комплексно. Разберитесь, чем вызвана усталость, апатия, обиды, есть ли непроработанные эмоции и триггеры. Да, это стоит денег, но эффективно работает и приносит долгосрочный результат», — комментирует Алексей Иванов.
Вам также может быть интересно

Биометрия в укладках и подборе цвета волос: инновационный взгляд на индустрию красоты

ДЛЯ КРУТОГО КОНТЕНТА НЕ НУЖНА ДОРОГАЯ КАМЕРА

Меня называли сумасшедшей: Соня Прусек — о работе моделью, «съедобной» косметике и смелости быть новатором
