Клиент всегда прав? — Журнал Authentica
Статья

Клиент всегда прав?

Бизнес-интервью с Татьяной Симоновой о создании уникального клиентского опыта.

Поделиться
Ссылка
Бизнес-интервью с Татьяной Симоновой о создании уникального клиентского опыта.

Согласно исследованию American Express Survey, 7 из 10 людей отдают предпочтение компаниям с высоким качеством обслуживания клиентов. При этом больше половины опрошенных утверждают, что они отказываются даже от запланированной покупки, если их не устраивает уровень сервиса. А 33% респондентов задумываются о смене компании после единственного промаха.

В интервью с Татьяной Симоновой – экспертом по стратегическому сервису, профориентации и карьерному консультированию Stanford University, Harvard Business School и бизнес-школы Сколково – разбираемся, для чего современному бизнесу нужен клиентский сервис, с чего начать его выстраивать и как он влияет на финансовые показатели.

Татьяна, как вы считаете, для чего современному бизнесу нужен сервис?

Качественный клиентский сервис — мощное конкурентное преимущество. Обслуживание клиентов также сильно влияет на прибыль, как и грамотно выстроенные процессы воронки продаж и эффективная маркетинговая стратегия. Для меня хороший сервис — это некий коктейль из культуры и вежливой коммуникации, техники сервиса, умения решать нестандартные ситуации и уникальных сервисных настроек конкретной компании, конкретного бренда. Поэтому у каждого бизнеса этот коктейль совершенно уникальный, со своим комбо ингредиентов, который делает его местом притяжения людей.

Если говорить про сферу бьюти, еще несколько лет назад хорошим сервисом считалась чашка кофе в зоне ожидания. Сегодня это уже некий гигиенический минимум. Как вы видите развитие этой сферы и какие тренды можете выделить?

За последние несколько лет мы наблюдаем два разнонаправленных вектора: с одной стороны, мы видим значимый рост уровня сервиса в онлайн и офлайн. И параллельно с этим по всему миру есть второй тренд  – снижение качества обслуживания. Почему?

Потому что человеческий труд стоит все дороже, себестоимость этого труда все выше, компании тратят много ресурсов на привлечение, адаптацию, обучение, программы удержания кандидатов. 

При этом нарастающая автоматизация позволяет часть процессов передать искусственному интеллекту, а в части процессов включить онлайн-помощников.

В итоге гость получает некий усредненный, пластиковый сервис.

И это происходит на фоне того, что ожидания клиентов от уровня обслуживания постоянно растут.

Еще одна важная тенденция — в том, что бизнесу при выстраивании сервиса необходимо ориентироваться на предпочтения представителей разных поколений. И то, что аудитория потребителей бьюти-услуг становится все более дифференциированной, уже сложно игнорировать. Например, бэби-бумеры ожидают персонального подхода и живого общения по телефону или лично, они ценят качество и проверенные бренды.

Поколению X важны оперативность и эффективность, ценят удобство и возможность выбора способов взаимодействия, используют как цифровые, так и традиционные каналы коммуникации.

Миллениалы ожидают быстрого сервиса, самообслуживания и digital-first решений, важны мобильные приложения, онлайн-чаты, соцсети, предпочитают бренды с ценностями (этика, экология, смыслы).

Поколение Z требует мгновенного ответа через мессенджеры, оценивают скорость и доступность информации, доверяют мнению блогеров и сообществ, а не рекламе.

Поколение Альфа ориентировано на голосовых помощников, VR/AR и искусственный интеллект, ожидают интерактивности и персонализации на новом уровне. 

И как бизнесу совмещать эти совершенно разные подходы?

Разные подходы невозможно совмещать только на операционном уровне. Поэтому для интеграции сервисных решений для разных поколений в одной системе важно следовать пяти принципам:

  1. клиентоцентричность или даже человекоцентричность – проектировать сервис от задач клиентов;
  2. омниканальность – давать разные каналы взаимодействия и быть везде собой;
  3. персонализация – формировать предложения под клиента;
  4. автоматизация – все, что можно, нужно отдавать роботам, чтобы было время на человеческое общение;
  5. гибкость – способность перестраиваться и перестраивать процессы и подходы. 

Как правильно работать с негативными отзывами или ситуациями, когда клиент недоволен сервисом?

Для этого есть много разных технологий, суть которых в общем-то сводится к простым правилам. Сначала внимательно выслушать клиента и постараться понять, какая боль, неудовлетворенность или проблема спряталась за этим негативом.

Клиенты жалуются ведь не потому, что они хотят быть токсичными, они просто в такой форме говорят нам: «Ребятаааа! Ну вы чего! Вы же тут очевидно не дотянули».

Во-вторых, когда у вас сложилась гипотеза о том, что же скрывается за жалобой, продумайте сразу несколько вариантов, которые могут быть решением, и предложите их клиенту. Снова внимательно слушайте, смотрите на клиента, чтобы понять, что нужно еще добавить, чем усилить решение, чтобы оно было на 10 из 10.

В конце концов, в процессе всей этой работы следите, чтобы не впасть в осуждение, не истерить и не начать обижаться на клиента, а если он переходит на личности, умейте отстоять границы. 

А как насчет фразы «клиент всегда прав»? Это работающий инструмент для урегулирования конфликтов?

Конечно же клиент не всегда прав. Это утверждение – лишь упрощение, которое родилось в эпоху развития торговли и сферы услуг в США в начале ХХ века для того, чтобы донести до людей значимость фокуса на клиента. В свое время это был прорыв, но это время осталось в прошлом.

Сегодня мы понимаем, что клиент не всегда прав.А персонал не всегда виноват. Это такая манипуляция, за который стоит очень опасный «цикл вины и наказаний», который может убить любой, даже самый великолепный сервис.

Потому что, если искать виноватых, люди будут жить в страхе, что сегодня этим виноватым может оказаться кто-то из них, и это будет вызывать «сервисный паралич». Люди попросту будут бояться идти навстречу клиентам там, где они бы могли создать экстра-впечатления.

Поэтому нужно подумать о том, чем мы можем помочь клиенту в решении его вопроса, а если такое невозможно, то что мы можем предложить как вариант заботливой компенсации или поддержки.

Важны ли единые критерии сервиса на предприятии? Или они тоже «убивают» возможность создавать экстра-впечатления? 

Важно все, и единые критерии, и индивидуальный подход. Если мы вернемся к первому вопросу, мы там как раз говорим, что сегодня сервис – это система, где есть техника (единые критерии), культура и концепция (персональный подход). Правильный вопрос в том, каково соотношение. В концепциях масс-маркета, например, 90%  – это стандарты, 10%  – импровизация. В премиальных концепциях весь сервис будет выстроен так, будто он на 80% персональный. Поэтому важно думать о сервисе как о системе, о стратегии. И тогда можно найти ответы. 

Как найти сотрудников, ориентированных на сервис, на работу с клиентами, и можно ли этому обучить, если нет врожденных качеств?

Круто, когда человек любит людей от природы и умеет это выражать. Если у вас такие сотрудники – вы счастливчики! Но не все сотрудники сразу приходят с такими «настройками».

Чаще нам нужно заниматься тем, чтобы раскрывать это в людях, учить их выражать заботу в действиях. Для этого важно прокачивать свою внутреннюю культуру, системы обучения, развивать лидерство. Это большой путь и колоссальный объем работы, которую часто делать трудно, потому что кажется, что она отвлекает от главного – заработка денег.

Но плохая новость в том, что без этой работы денег будет заработано всегда меньше. 

Может ли хороший сервис стать обоснованием более высокой цены услуг? 

Да, может. Часто только он и может стать обоснованием высокой цены. 

С чего бизнесу начать строить сервис? 

С разработки стратегии. Общей и сервисной стратегии в частности.

Еще больше о выстраивании сервисного подхода можно узнать на новом авторском практикум-тренинге от Authentica.Academy «Сервис на результат: аналитика, стратегия и культура для роста бизнеса». Татьяна Симонова расскажет, как использовать аналитику для принятия управленческих решений, научит формулировать стратегию сервиса и разберет кейсы из разных сфер. 

Обучаем владельцев и мастеров салонов
Одними из ключевых факторов, влияющих на профессиональное развитие мастеров, являются возможность обмена опытом и вдохновение. Знакомим российское бьюти-комьюнити с лучшими представителями мировой сцены индустрии красоты и амбассадорами брендов.
Узнать подробнее
Обучаем владельцев и мастеров салонов
Подпишитесь на рассылку журнала Authentica
Нажимая «Подписаться», я соглашаюсь с пользовательским соглашением и с обработкой своих персональных данных, а также получение писем от Authentica
Наш сайт использует cookie-файлы, чтобы отличить вас от других пользователей
Хорошо