Искусство менеджмента: кто такой арт-директор, чем он занимается и зачем нужен салону

Арт-директор в индустрии красоты — уже привычное понятие, однако однозначных критериев этой профессии нет, как нет и устоявшейся специальности на рынке: от салона к салону требования к такому специалисту могут варьироваться. Мы поговорили с арт-директорами наших партнеров, чтобы узнать, какие функции предполагает данная позиция, как она усиливает работу команды и, самое главное, какой арт-директор помогает бизнесу расти.
Чем занимается арт-директор
Приставка «арт» в названии должности иногда вводит в заблуждение. Кажется, что арт-директор — это исключительно про творчество, свободу мысли, неспешное созерцание глянца и посещение модных показов и мероприятий. На самом деле, у арт-директора много задач.
Арт-директор — немного дирижер, немного наставник, немного «старший товарищ».


В условиях высокой конкуренции каждый салон красоты должен соответствовать актуальным особенностям рынка, иначе привлечь и, что особенно важно, удержать клиентов будет сложно. Своевременное понимание запросов аудитории и трендов, их грамотный анализ, открытие новых направлений, работа с персоналом, аудит сервиса, обеспечение возвращаемости клиентов — это и многое другое может быть в числе обязанностей арт-директора.
Салон может работать правильно, салон может работать качественно, но если нет души, то это будет очень грустно. Креативный директор обязан создать атмосферу, куда хотели бы возвращаться клиенты.

Как правило, помимо непрерывной творческой и концептуальной работы, функции арт-директора охватывают и три рутинных направления: HR, сервис и маркетинг.

Данный набор функций не универсален, но так или иначе охватывает большую часть обязанностей, которые предусмотрены на позиции арт-директора.
Я наравне с управляющей решаю различные бизнес-вопросы, именно с маркетинговой точки зрения, это, например, создание промо-акций или внутренних продуктов, улучшающих работу салона.


Чем отличается работа салонов без арт-директоров
В России довольно много салонов работают без арт-директоров. Большинство экспертов сходятся во мнении, что такая модель бизнеса изначально несет больше рисков, поскольку в ней нет сотрудника, который бы обеспечивал единое видение концепции салона, работал с мастерами и осуществлял «тонкие» настройки на разных уровнях. Впрочем, есть мнение, что в каждом салоне арт-директор есть, нужно просто его «опознать».

Скорее всего, без арт-директора в какой-то момент каждый член команды начнет зацикливаться на себе, на своем видении, на своей культуре и восприятии работы. Так теряется центральная идея салона, которая отличает это место от других.

В салоне, который работает без креативного директора, роль креативного директора берет хозяин, и когда вы говорите, что там нет креативного директора, он есть. Просто не будет отдельной должности.
Где искать вдохновение
Умение видеть тренды, создавать новые идеи, взращивать внутренний ресурс для работы с людьми и способность вдохновлять самих себя и окружающих критично важны в работе арт-директора. Этот специалист должен не только обеспечивать рутинные процессы, но и находить в них почву для творческих идей и креативных решений.
Люблю наблюдать своих любимых стилистов, художников, сама рисую. Люблю стилизовать фотосессии для друзей и клиентов. Очень вдохновляют путешествия: всегда интересно посмотреть со стороны на профессию в разных локациях.

Каждый арт-директор знает, где искать вдохновение лично ему, и это могут быть совершенно разные сферы и занятия: поэтому важно наблюдать, что дает творческий заряд именно вам.
Ты должен общаться и получать информацию из окружающего мира, и этим вдохновляться. Вдохновение ты можешь получить где угодно, главное, чтобы у тебя было открыто сознание и открыто сердце для того, чтобы это получить.

Когда клиенты к нам возвращаются годами и доверяют только нам, это тоже невероятно вдохновляет. Меня еще очень сильно вдохновляет и радует запрос, например, на обучение. Ну и, наверное, показатели KPI, потому что любой успешный бизнес должен приносить финансовый результат в том числе.


Парикмахерское искусство по-русски
Арт-директор — человек, который может системно и масштабно посмотреть на всю индустрию. Ведь знание специфики рынка, трендов профессии и аутентичных особенностей культуры парикмахерского искусства позволяет выстраивать работу салона с учетом всех факторов, которые имеют значение для роста и развития бизнеса.
Мы, русские, очень глубоко погружаемся в тему, и поэтому достигаем очень высокого уровня мастерства. Я бы даже нас поставила на один уровень с японцами в плане мышления. Хотя у нас разный подход к работе, но так структурно и глубоко погружаются, наверное, только русские и японцы. Если говорить о Европе, они очень здорово могут создавать тренды и продвигать их. У нас, конечно, эта часть страдает.

Индустрию красоты в России отличает высокий уровень мастерства, глубина погружения в тему, структурность мышления, обращение к личности и персонализация, разнообразие и высокий уровень сервиса.
Наша индустрия сильно отличается от западной в том, что мы больше внимания уделяем все-таки личности, а не тем тенденциям, которые возобладают.

В России люди уделяют большое внимание своему внешнему виду, многие любят экспериментировать со своим образом. Все хотят выйти от нас, чувствуя себя звездой. В Европе большинство скорее придет за удобной и быстрой стрижкой. Поэтому в России так много профессионалов, наши мастера работают на очень высоком уровне.


Как выбирать бренды для работы: рекомендации арт-директора
Многие арт-директоры активно занимаются не только менеджментом разных процессов, но и непосредственной работой с клиентами «в кресле». Зачастую именно креативный директор определяет, какие бренды использовать в работе, за счет каких брендов расширять меню услуг и какие новые продукты тестировать. Опыт арт-директоров обеспечивает понимание, на какие критерии стоит обратить внимание при выборе продуктов,
Продукты должны быть безопасными и эффективными. А бренды должны быстро адаптироваться к изменениям на рынке.

Для меня очень важна функциональность во всем: от свойств продукта до дизайна упаковки. Бренд должен быть ориентирован на помощь человеку и решать весь спектр задач, тем самым упрощая жизнь. И, конечно, важна экологичность.

Я считаю, что бренд должен быть честным, то есть обеспечивать именно те результаты, которые заявлены.


Попробовать бренды в работе без долгого оформления и оптовых заказов можно с помощью платформы Authentica Market. Каждый бокс — набор полноразмерных продуктов по специальной цене для тестирования новых услуг и направлений.
Какие качества и компетенции важны в работе арт-директора
По мнению партнеров Authentica, креативному директору необходимо обладать большим разнообразием soft и hard skills.
Безусловная экспертиза в парикмахерском искусстве, понимание бизнес-процессов, умение работать с командой и многие другие качества должны органично соединиться в одной личности:

Я окончил художественную школу, я вижу цвет, я вижу форму. И плюс я люблю общаться с людьми и могу помочь коллективу двигаться в том направлении, которое мы выберем вместе. Вот те скиллы, о которых очень важно знать, прежде чем идти в эту профессию.

Во-первых, важно постоянное развитие профессиональных навыков. Во-вторых, это разностороннее развитие: начиная от чтения книг и заканчивая походами на концерты. Это помогает переключаться, создавать новые идеи, поддерживать психологическое здоровье. Психология в нашей сфере очень важна, потому что нужно понимать, с кем ты работаешь, и уметь работать с любым человеком. Это и есть третье — умение общаться с людьми.

Для мастера позиция арт-директора может быть одной из ступеней карьерного развития, а для собственника или менеджера — важным элементом управления салоном и роста бизнеса. Так или иначе, наличие такой позиции в бизнесе — win-win-фактор, который и мотивирует команду, и помогает развитию бизнеса.

Вам также может быть интересно

Персонализация в beauty-сфере: как с помощью email-рассылки увеличить средний чек и вернуть клиентов

Главные по коробочкам: как мы собрали новые Discovery Box

Биометрия в укладках и подборе цвета волос: инновационный взгляд на индустрию красоты
