Тренды, которыми мы живем: кто формирует маркеры реальности и как с ними работать

У каждой эпохи есть свои «приметы» — характерные черты, которые становятся лейтмотивами жизни общества и, как следствие, ориентирами в деятельности бизнеса. Как формировать тренды, использовать их в разных направлениях работы и отличать хайп от «твердых» тенденций, поговорили с бренд-лидером и руководителем креативного направления Продюсерского центра Authentica, оператором-режиссером монтажа, а также директором по маркетингу бренда одежды STUDIO 29.
Откуда берутся тренды
Тренды не возникают в моменте: они формируются как ответы на определенные обстоятельства в жизни общества и становятся векторами дальнейшей деятельности.
Система трендов сложна и многообразна: можно выделить глобальные мировые тренды, социально-политические тренды каждого государства, международные тренды бизнеса, тренды в каждой отрасли экономики и культуры отдельной страны, а также тренды компаний и государственных организаций.
Понимание тенденций на разных уровнях помогает анализировать происходящее вокруг и эффективнее работать с трендами в своей сфере.

Тренд отражает изменения и долгосрочные сдвиги, перемены в жизни людей, которые впоследствии будут углубляться. Истоки тренда — в обществе. В трендах заложены черты нашего времени: неуверенность людей в будущем, усталость от сверхстимулов, желание безопасности, ностальгия. Все это рождает потребность в конкретной эстетике, которая может стать защитным механизмом и помочь справиться с переживаниями.


STUDIO 29 — бренд, который аутентично переосмыслил тренды одежды, сделав оверсайз органичным, фактуры и принты понятными, цвета стильными, а силуэты функциональными и комфортными.
Далеко не всегда возможно определить «авторов» трендов. Многие тенденции появляются и развиваются на уровне сообществ и даже целых институтов. Другие тренды имеют свое «лицо» — людей, которые их первыми популяризовали, и амбассадоров, которые поддержали их в дальнейшем.
Можно выделить три фазы жизни тренда. Первая — «накопление», когда тренд зарождается и постепенно становится популярным. Далее следует фаза «распределения»: тренд набирает популярность среди большой аудитории. Последняя фаза, «завершение», наступает, когда тренд достигает своего пика. После этого он либо идет на спад, либо остается в нашей жизни.

Как отличить тренды от мимолетного хайпа
Настоящие тренды отличаются глубинными смыслами, сложной структурой и долговременным существованием.
Тренд отличается от «хайпа» — популярного, но не долгосрочного явления. Быстрые тренды — более «поверхностные», они быстро набирают популярность за счет новизны и ярких эмоций, но приедаются. Если вы видите цвет и крой, который носят все, значит, уже скоро их сменит что-то новое. Устойчивые тренды отражают переживания и кризисы, изменения, которые происходят в обществе. Тренд «закрывает» потребность аудитории или поддерживает стиль жизни.

В крупных компаниях определить тренды помогают трендвотчеры — аналитики, которые наблюдают за разными сферами жизни, проводят исследования, чтобы выявить главные закономерности и предсказать тенденции.
Устойчивые тренды — про реальную жизнь. С ними жизнь становится лучше, они логично встраиваются в ежедневную рутину, будь то тренды в одежде или в образе жизни. Такие веяния — это всегда ответ на запрос общества. Стали слишком тревожные — ловите тренд на йогу, все стали делать пластику — ловите тренд на clean girl и т.д. Часто для проверки достаточно задать вопрос: почему этот тренд появился и делает ли он нашу жизнь лучше?

Зачем следить за трендами
Тренды присутствуют в жизни каждого человека, иногда в более проявленной степени, иногда едва заметно. Тем не менее, такие тенденции буквально пронизывают мышление, могут влиять на выбор и мотивировать на определенное поведение.
Индустрия красоты — это всегда про работу с людьми, причем очень разными. У каждого клиента — свои интересы, свои предпочтения, свои представления о прекрасном. Тренды — именно то, что помогает объединить разных людей и предложить им действительно нужные решения.

Понимание трендов и отношения к ним людей помогает спрогнозировать не только спрос целевой аудитории на конкретные решения, услуги и продукты, но и сформировать позиционирование бренда, которое будет органично вписано в общий контекст.
Тренд может служить культурным маркером и отражать интересы, желания и даже тревоги общества. Бренду важно следить за тенденциями и оставаться вовлеченным в запрос аудитории.

Какие тренды нужно учитывать для успеха в индустрии красоты и fashion
Эффективность бизнеса и личный успех в индустрии красоты невозможны без чуткой работы с людьми. В условиях стремительного роста предложений клиенты выбирают не просто качественные услуги: им важно общее впечатление и эмоции во время визита, а также ценности, которые транслируют мастер и салон.

Тренды, которые влияют на индустрию красоты, можно разделить на три группы:
- Тренды, поддерживаемые на уровне стратегии бизнеса или личного развития мастера
- Тренды, проявляющиеся на уровне сервиса
- Тренды, работающие на уровне маркетинга и контента
Тренды бизнеса или личного развития мастера
Адаптивность и готовность менять стратегию даже при долгосрочном планировании
Нестабильная экономика и высокая конкуренция требуют гибкости и готовности к быстрым изменениям. Долгосрочная стратегия на 5 и 10 лет — это полезно и правильно, но в ней всегда должно быть место кардинальным изменениям. Компании и специалисты, которые быстро замечают формирование новых трендов и не боятся меняться, со временем все легче адаптируются к любым условиям.
ESG-ответственность
ESG-повестка — один из самых прочных трендов XXI века. Забота об окружающей среде (environmental), людях (social) и внедрение методов ответственного и честного управления (governance) — принципы, которые формируют доверие к бренду.
Нетворкинг
Выстраивание связей и взаимодействий может быть разнообразным и разноуровневым: от бизнес-сотрудничества по определенным направлениям, например, выстраивания долгосрочного взаимодействия с дистрибьюторами косметики и оборудования, проводящими регулярное обучение и предлагающими другие форматы поддержки, до креативных коллабораций с другими брендами и организации мероприятий для клиентов.
Authentica в числе первых российских компаний начала развивать нетворкинг в индустрии красоты. Мы организуем мероприятия для владельцев бизнеса и стилистов, реализуем нестандартные форматы обмена опытом, в том числе с зарубежными партнерами и звездными стилистами, и формируем сообщество энтузиастов в нашей отрасли.

Тренды на уровне сервиса

Slow-life и wellness
Тишина, возможность замедлиться и уделить время чувственным ощущениям, отложив смартфон и отстранившись от постоянной коммуникации, становятся новой роскошью.
Люди все больше внимания уделяют своим ощущениям и психологическому здоровью. Салоны красоты трансформируются в ответ на эти потребности: из места, где гости получают услуги, они становятся пространствами чувственного наслаждения и расслабления.
Премиальные бренды предвосхитили этот тренд и стали создавать не просто продукты, а ритуалы ухода на их основе. Так, визитной карточкой Kydra Le Salon стал фирменный ритуал, который начинается с ароматической церемонии приветствия и заканчивается уникальным чайным купажом.

Искренность
Натянутые улыбки и отстраненно произнесенные слова вежливости мгновенно считываются гостями как равнодушие. В индустрии красоты клиентам важно чувствовать подлинно доброжелательное отношение и получать честные рекомендации мастеров.
Постоянное повышение уровня сервиса и персонализация
Сервис является одной из ключевых сфер конкурентной борьбы и открывает широкие возможности для роста бизнеса. Важный тренд развития сервиса в индустрии красоты — персонализация. Персонализацию можно реализовать в разных форматах: фиксировать любимые напитки гостя и предлагать их при визите, напоминать об услугах для сохранения результата, формировать рекомендации на основе предпочтений клиента.
В числе свежих актуальных трендов — внедрение клиентского «райдера» в салонах красоты: гости, как звезды шоу-бизнеса, перечисляют свои требования к визиту в салон, благодаря чему получается достичь исключительного уровня персонализации сервиса.
Тренды, работающие на уровне маркетинга и контента
UGC и EGC-контент
В коммуникациях на первое место выходит контент, который делают сами клиенты и сотрудники (users и employees generated content). Этот тренд в маркетинге — следствие более крупного тренда на искренность и усталости аудитории от «выглаженного» рекламного контента, в котором нет места реальной жизни.
Бренды стремятся поддерживать связь с аудиторией и показывают «живой» контент, эмоции от продукта, что вызывает больше доверия и вовлеченности. Аудитория хочет видеть «живую», а не идеальную картинку. Мы снимаем контент с сотрудниками, делимся жизнью офиса и фотографиями наших покупателей.

Как делать UGC и EGC-контент
- Предложите клиентам поделиться их эмоциями и впечатлениями от нового образа в формате живого отзыва
- Спросите разрешения у клиентов поснимать их со стороны, пока, например, им делают окрашивание, и когда они видят его результат
- Попросите клиентов снять видео от первого лица за дополнительные привилегии от салона
- Снимайте live-контент о процессе работы мастеров и даже в промежутки между работой: аудитория любит наблюдать за «человеческим лицом» бизнеса
В последнее время стало модно рассказывать истории с помощью стандартных средств киноязыка. Динамичную съемку и неестественные переходы сменили дубли с разных ракурсов и незаметные академичные склейки

Интерактивные форматы
Преимущество современных платформ для коммуникации с брендами и стилистами — в их интерактивности. Аудитория может вступать во взаимодействие с брендом в разных форматах.
Комментарии, участие в опросах, конкурсах, викторинах, фото и видео в своих соцсетях с отметками бренда — все это интерактив. Их смысл — показать аудитории, что вы готовы к диалогу, готовы слышать и слушать. Благодаря таким форматам текущие и потенциальные клиенты становятся постоянными участниками жизни бренда, что повышает доверие и вовлеченность.

Омниканальность
Система массовых коммуникаций сегодня — это проницаемая среда, где контент из одного канала может ретранслироваться в других. Целевая аудитория также может находиться сразу в нескольких каналах, поэтому выбирать для себя только 1–2 платформы — значит ограничивать количество потенциальных клиентов. Кто-то читает только Telegram, кто-то чаще всего заходит именно на YouTube, а кто-то за день может по несколько раз зайти и туда, и туда.
Как «быть в тренде»
Бренд компании или личный бренд находится «в тренде», если вовремя считывает зарождающиеся тенденции и органично вписывается в их контекст.
Бренд становится трендсеттером, когда он: 1.вовремя ловит слабые сигналы: в разговорах, поведении, визуальных привычках; 2.переводит их в узнаваемый продукт; 3.имеет смелость быть первым, даже рискуя не быть понятым с первого раза.

Чтобы создавать и чувствовать тренд, необходимо собственное видение, которое рождается из синергии насмотренности и личного восприятия.

Следовать сразу всем заметным трендам не нужно, и не столько потому, что невозможно объять необъятное, сколько потому, что работа с трендами должна соответствовать позиционированию бренда.

Вам также может быть интересно

Как совместить искусство и коммерцию в работе бьюти-мастера?

Тренд на сближение: как коллаборации усиливают бренды

Что хочет клиент: пирамида потребностей клиента с точки зрения системы сервиса
