Authentica узнала у бизнес-психолога Светланы Комаровой и трех владельцев салонов красоты, на что влияет токсичность и как ее побороть.
Негатив в коллективе портит впечатление гостя о салоне, даже если услуги выполнены идеально. Рассказываем, почему такая ситуация возникает и как ее исправлять.
Причин появления токсичности может быть две: демотивация сотрудников и ошибки найма. В первом случае состояние коллектива можно улучшить, исправив погрешности в управлении. Во втором поможет только увольнение.
Демотивация возникает внезапно; сотрудники вдруг начинают проявлять недовольство по отношению друг к другу либо к владельцу бизнеса. Обычно на это влияют внешние факторы: ошибки в системе управления салона, плохие условия труда. «Если причина токсичности не в ошибках управления и сотрудник не собирается работать над собой, скорее всего, придется его уволить. Не пытайтесь изменить человека сами», — говорит бизнес-консультант Светлана Комарова.
По мнению владелицы салона Collective Анастасии Тереховой, часто токсичность, разговоры за спиной появляются из-за скуки и отсутствия работы у сотрудников салона: «Когда человек занят, он не будет сплетничать. Нет записи — попробуйте новые техники укладок и окрашивания на коллегах. Займитесь делом».
Опыт Веры Мушенко, владелицы салона Fike, говорит о том, что у любого человека может возникнуть непростая ситуация в жизни, которая способна повлиять на характер: «В коллективе возникли сложности, когда у одного из сотрудников случился развод. Человек стал резко реагировать на рутинные процессы, разговоры не помогали. Я предложила написать заявление об уходе. В такие моменты нужна поддержка специалиста, вымещать злобу на работе неуместно».
По словам Светланы Комаровой, токсичность способна изменить в худшую сторону:
При найме сотрудника важно обращать внимание на то, как он относится к себе, окружающим и жизни в целом. По словам Надежды Касатиковой, владелицы сети салонов ExpressNails, человек, привыкший проявлять токсичность, будет всем недоволен — и жизнью, и работой, и друзьями.
«Без сплоченной команды салон не может вырасти. Бывает, бизнес стагнирует. Меняешь директора, он наводит благоприятную атмосферу в коллективе и салон начинает процветать», — делится Надежда.
На собеседовании Надежда советует внимательно слушать соискателя: «Надо задавать вопросы про личностные качества и взаимодействие с предыдущим местом работы: что было хорошего и плохого? В чем руководитель был прав и в чем нет? Случались ли конфликты, что важно в коллективе, как долго работали в том или ином месте?»