Статья

Токсичность персонала: примеры и методы корректировки

Authentica узнала у бизнес-психолога Светланы Комаровой и трех владельцев салонов красоты, на что влияет токсичность и как ее побороть.

Тина Дорохова
29 июня 2021
Поделиться
Ссылка
Authentica узнала у бизнес-психолога Светланы Комаровой и трех владельцев салонов красоты, на что влияет токсичность и как ее побороть.

Негатив в коллективе портит впечатление гостя о салоне, даже если услуги выполнены идеально. Рассказываем, почему такая ситуация возникает и как ее исправлять.

Как отличить демотивацию коллектива от токсичности

Причин появления токсичности может быть две: демотивация сотрудников и ошибки найма. В первом случае состояние коллектива можно улучшить, исправив погрешности в управлении. Во втором поможет только увольнение.

«Без сплоченной команды салон не может вырасти. Бывает, бизнес стагнирует. Меняешь директора, он наводит благоприятную атмосферу в коллективе и салон начинает процветать», — делится Надежда Касатикова, владелица сети салонов ExpressNails.

Демотивация возникает внезапно; сотрудники вдруг начинают проявлять недовольство по отношению друг к другу либо к владельцу бизнеса. Обычно на это влияют внешние факторы: ошибки в системе управления салона, плохие условия труда. 

По мнению владелицы салона Collective Анастасии Тереховой, часто токсичность, разговоры за спиной появляются из-за скуки и отсутствия работы у сотрудников салона: «Когда человек занят, он не будет сплетничать. Нет записи — попробуйте новые техники укладок и окрашивания на коллегах. Займитесь делом».

Опыт Веры Мушенко, владелицы салона Fike, говорит о том, что у любого человека может возникнуть непростая ситуация в жизни, которая способна повлиять на характер: «В коллективе возникли сложности, когда у одного из сотрудников случился развод. Человек стал резко реагировать на рутинные процессы, разговоры не помогали. Я предложила написать заявление об уходе. В такие моменты нужна поддержка специалиста, вымещать злобу на работе неуместно».

«Когда причина токсичности не в ошибках управления и сотрудник не собирается работать над собой, скорее всего, придется его уволить. Не пытайтесь изменить человека сами», — говорит бизнес-консультант Светлана Комарова.

Эксперт добавляет: «Поможет только психотерапия, а это не зона ответственности руководителя, плюс важно соблюдать личные границы сотрудника. Поправлять внутреннее состояние, находить более конструктивные способы общения и менять отношение к миру — задача работника, а не работодателя».

Токсичность влияет на бизнес-показатели

По словам Светланы Комаровой, токсичность способна изменить в худшую сторону: 

  1. Атмосферу. В идеальном мире сотрудники салона красоты поддерживают обстановку покоя (или праздника). Проявляя токсичность, человек разрушает эту атмосферу, возникает ощущение эмоциональной небезопасности. Клиенты могут заметить даже то, как сотрудники смотрят друг на друга.
  2. Вовлеченность персонала в работу. Негатив вполне может быть заразным. Чем выше недовольство, тем ниже мотивация работать хорошо. «За оптимизм, веселье и радость нужно бороться, настраивать мозг. А вот быть токсичным, раздраженным и недовольным жизнью очень легко», — говорит Надежда Касатикова.
  3. Финансовые показатели. Часть гостей не обратят внимание на нездоровую обстановку, но многие перестанут ходить в некомфортное место. Скидки и специальные предложения в этом случае бессильны: люди, у которых есть деньги, ходят туда, где им лучше, а не где дешевле.

Как не нанять человека, распространяющего негатив

При найме сотрудника важно обращать внимание на то, как он относится к себе, окружающим и жизни в целом. По словам Надежды Касатиковой, человек, привыкший проявлять токсичность, будет всем недоволен — и жизнью, и работой, и друзьями. 

На собеседовании Надежда советует внимательно слушать соискателя: «Надо задавать вопросы про личностные качества и взаимодействие с предыдущим местом работы: что было хорошего и плохого? В чем руководитель был прав и в чем нет? Случались ли конфликты, что важно в коллективе, как долго работали в том или ином месте?»

Развиваем корпоративную культуру
Мотивированная команда — ключевой фактор успеха бизнеса. Проанализируем навыки сотрудников и разработаем индивидуальную программу развития специалистов.
Оставить заявку
Развиваем корпоративную культуру
Поделиться
Ссылка
Подпишитесь на рассылку журнала Authentica
Нажимая «Подписаться», я соглашаюсь с пользовательским соглашением и с обработкой своих персональных данных, а также получение писем от Authentica
Наш сайт использует cookie-файлы, чтобы отличить вас от других пользователей
Хорошо