Растущие ставки на коммерческую недвижимость заставляют многих предпринимателей пересматривать структуру расходов, большая часть которых традиционно приходится на арендные платежи.
Снять помещение или рискнуть и выкупить — дилемма, возникающая перед всеми собственниками салонов красоты. На фоне растущих цен на коммерческую недвижимость, вызванных пандемией, вопрос для многих становится решающим. Общего «правильного» решения не существует: все зависит от имеющейся финансовой подушки, структуры расходов предприятия и планов по развитию бизнеса. Но на каком бы варианте вы ни остановились, важно понимать, что происходит с рынком недвижимости, что с ним будет происходить, и уметь просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед.
В столице больше всего запросов на относительно небольшие пространства 一 до 100 кв. м 一 под маникюрные салоны и brow-бары. Многие из проектов поначалу открываются как пилотные, затем, при успешном запуске, растут.
Далеко не все собственники могут сразу вложить деньги в покупку помещения 一 для центра Москвы бюджет составляет минимум 10 миллионов, для спальных районов 一 от 2 миллионов. Если такой суммы нет или не хочется ею рисковать, можно воспользоваться относительно новым (в России появился в 2017 году) форматом салонов красоты для самозанятых — бьюти-коворкингом. Из-за новизны формата собственники бизнеса пока открываются с осторожностью и предпочитают сначала арендовать помещение, чтобы подробно изучить смежную нишу бьюти-индустрии, а в дальнейшем приобрести уже собственные помещения под бизнес.
«Вкладываться в покупку не имеет смысла, особенно когда вы только открываете салон: риски и так довольно высоки, а учитывая сегодняшнюю ситуацию на рынке недвижимости, они с каждым днем увеличиваются кратно. Покупка помещения подразумевает дополнительные траты на ремонт. И надо понимать: это деньги, которые вы никогда не вернете. Даже если вложиться в дорогостоящий дизайн, это не повлияет на итоговую стоимость помещения в случае, если вы захотите его продать. Каждый арендатор делает ремонт под себя», — соглашается Олег Крылов, владелец сети SACO Russia. Все салоны, входящие в эту премиальную сеть, занимают съемные площади. Крылов советует начинающим предпринимателям потратить деньги на аренду качественного помещения в центральной локации с интенсивным пешеходным трафиком и парковкой: это сможет привлечь дополнительных клиентов. Другой вариант 一 престижные загородные направления: Новая Рига, Рублевка.
Самые востребованные и потому дорогие помещения сосредоточены в центральных районах Москвы с высоким пешеходным трафиком. По данным Colliers, по итогам первого полугодия 2021 года заметнее всего выросли арендные ставки в Столешниковом переулке (+19 %), на Тверской улице (+26 %), Большой Никитской (+31 %), а также на Пятницкой, где максимальный ценник подскочил в 2,5 раза из-за выхода дорогостоящего помещения площадью 219 кв. м (Пятницкая ул., д. 16, стр. 1). На Кузнецком Мосту средние ставки снизились на 1 %, на Петровке — на 9 %, на Мясницкой — на 6 %, на Новом Арбате — на 29 %, на Арбате — на 26 %. Нижний диапазон ставок опустился на многих центральных улицах Москвы, за исключением Петровки (+12 %) и Большой Никитской (+14 %).
Эксперты объясняют снижение ставок попыткой собственников помещений привлечь потенциальных арендаторов за счет дисконта. Этот шаг, в свою очередь, позволит появиться в центре Москвы новым проектам и форматам, которые ранее не могли здесь открыться из-за слишком дорогой аренды.